Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников

В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014     № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

 Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

         Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

         Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

         При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами может включать:

инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;

педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);

взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;

выставки пособий и дидактического материала;

заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;

посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.

контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;

составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б) Работа с детьми может включать:

участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;

экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;

совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;

участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;

выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);

обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования.

в) Работа с законными представителями детей может включать:

посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;

собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);

консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;

дни открытых дверей;

анкетирование родителей;

тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).

г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:

диагностику готовности детей к обучению в первых классах;

наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;

проведение коррекционных занятий с детьми;

консультации педагогов;

индивидуальные консультации для родителей;

участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.

 

 Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования

Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.

Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми. Своевременность повышения квалификации воспитателей (повышение квалификации, участие в работе методических объединений).

Создание условий для работы с шестилетними детьми:

а) методический кабинет:                                          

нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь;

мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;

учебная программа дошкольного образования,

протоколы педсоветов;

материалы  педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий;

материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников;

материалы совместных выставок;

материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

протоколы и материалы родительских собраний;

материалы по работе семейных клубов, консультативных центров

результаты анкетирования родителей;

материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;

наличие методической литературы.

б) группы:

обеспечение выполнения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

уровень соответствия развивающей предметно-игровой развивающей среды установленным требованиям;       

оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами;

наличие документации воспитателя дошкольного образования: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.

Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования. 

Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей. Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Качество образовательного процесса. 

Соответствие организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования; используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии.

Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников

Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.

Беседы с педагогами по вопросам:

знания нормативных правовых актов;

программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования;

организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.).

Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков.

Деятельность психологической  службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным  поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические  консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы.

Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности  в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм  с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.