Координационный совет по реализации Декрета № 18

Письмо на КС для признания в СОП

Загрузить письмо на КС для признания СОП.docx

 

БЛАНК ПИСЬМА УО

 

 

 

ДАТА  № исх.

 Председателю

координационного совета

           по реализации Декрета

Президента Республики Беларусь

от 24 ноября 2006 года № 18

«О дополнительных мерах по государственной

защите детей в неблагополучных семьях»

 

Девятеню В.З.

 

Государственное учреждение образования «___________» направляет информацию в отношении несовершеннолетних (указать полностью Ф.И.О. ребёнка (детей) и дату рождения), проживающих по адресу:……………………………. для принятия решения о признании несовершеннолетних, находящимися в социально опасном положении.

Приложения:

- выписка из решения совета профилактики (заверенная руководителем,  с печатью);

- акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка (детей) (копия);

- обобщенная информация по результатам социального расследования (подписывается педагог, ответственный за данную информацию по приказу);

- предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (мероприятия для учреждения образования и родителей);

- запросы и ответы на запросы (копии).

 

Директор                                                                        Т.А. Петрова

 

свернуть

Обобщенная информация по итогам СР

Загрузить обобщ. информ. по итогам соц расслед..docx

ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

по результатам социального расследования

 

Дата начала социального расследования _____________

Дата завершения социального расследования_____________

Информация, на основании которой начато социальное расследование в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в неблагополучной ситуации (от кого поступила информация о семейном неблагополучии)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комиссией в составе_______________________________________

____(дата)___посещена семья несовершеннолетнего (несовершеннолетних) УКАЗАТЬ полную информацию о членах семьи: ФИО, дата рождения, место учебы, работы, проживания, регистрации (в случае раздельного проживания родителей указать информацию по каждому родителю. Если у детей разные отцы – информацию указать по каждому) ____________________________________________________________________________________________________________________________

В ходе посещения сделаны следующие выводы: (дается мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему (несовершеннолетним)______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснения законных представителей о произошедшей ситуации.

На основании информации, полученной от субъектов профилактики семейного неблагополучия (указать дату и исходящий номер запроса учреждения образования, адресованный каждому субъекту), иных заинтересованных, установлено, что_________________________________________________________________________________________________________________________

На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи, установлено, что _______________________________

______________________________________________________________

На основании информации, предоставленной педагогическими работниками учреждений образования, в которых воспитываются (обучаются) несовершеннолетние, установлено, что ______________________________________________________________

______________________________________________________________

По результатам психологической диагностики установлено: ____________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: Выявлены (не выявлены) критерии и показатели СОП (указываются критерии и показатели согласно Постановлению № 22).

 

 

Дата

(до даты  

проведения заседания

совета профилактики)                           

                Подпись

ответственного за подготовку обобщённой информации (согласно приказу                                                         руководителя учреждения  образования)

 

 

 

свернуть

Акт обследования условий

Загрузить акт обслед..docx

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «…….»

 _______________ И.О.Фамилия

«_____»___________20___

                                                                                         

АКТ

                          обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

  

  1. Дата обследования ___________________________________________________________________
  2. Основания для проведения обследования ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Сведения о ребенке (детях):

а) Ф.И.О., дата рождения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) место жительства и регистрации, дом. телефон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) учреждение образования

__________________________________________________________________________________________

г) занятость в свободное время

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сведения о родителе(ях) (Ф.И.О., дата рождения, место жительства и регистрации, место работы, занимаемая должность, состоит ли в браке)

Отец______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контактные телефоны родителей

__________________________________________________________________________________________

  1. Сведения об иных гражданах проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), (Ф.И.О., дата рождения, степень родства) __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
  2. Сведения о состоянии здоровья ребенка (детей)

а) детская поликлиника ________________________________________________________________

б) состояние здоровья ребенка (детей) (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, состоит ли на учете у врачей узкой специализации и др.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

в) обеспечение ребенка (детей) питанием

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто является нанимателем (собственником) жилого помещения, родственные отношения с ребенком ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Условия жизни и воспитания ребенка (детей), с указанием соблюдения обеспечения безопасных условий проживания, удовлетворения их основных жизненных потребностей, особенностей воспитания

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проблемы в семье (со слов родителей) ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

  1. Кто может оказать помощь семье из числа родственников, знакомых, друзей (с указанием контактных телефонов)______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Наличие критериев и показателей социально опасного положения, причин, повлекших создание трудной жизненной ситуаций в семье (критерии и показатели прописываете согласно Постановлению №22 с указанием критерия (1,2,3) и четкой формулировки показателя)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выводы и мотивированное заключение о положении ребенка в семье ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Члены комиссии:

_____________________                               ____________________                 _______________

                 (должность)                                                                        (И.О.Фамилия)                                                       (подпись)

 

_____________________                               ____________________                 _______________

                 (должность)                                                                         (И.О.Фамилия)                                                     (подпись)

 

_____________________                               ____________________                 _______________

                (должность)                                                                           (И.О.Фамилия)                                                    (подпись)

 

____________________                               ____________________                 _______________

                 (должность)                                                                         (И.О.Фамилия)                                                     (подпись)

 

C актом ознакомлены законные представители:

_____________________               _________________            ________________________                                       _____________________                _________________             ________________________

 

свернуть

Акт (промежуточный)

Загрузить Акт посещения (промежуточный).docx

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «…»

_____________ И.О.Ф.

                                                                  «       » __________  202… г.

 

Акт посещения семьи несовершеннолетнего (их)

 

(рекомендуется использовать при  посещении семьи    несовершеннолетнего, признанного в социально опасном положении, и во время осуществления  социального патроната)

 

Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего (их) ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Адрес проживания:________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата посещения « ____»  ______________20__года _____часов.

Цель посещения___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На момент посещения (описание ситуации на момент посещения – кто находится дома, обстановка в помещении, условия для сна, учебы, отдыха)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменения  (если таковые имеются)   в составе семьи, жилищных условиях_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проведена консультация/даны рекомендации/  разъяснения законным представителям__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комиссия в составе

________________________                                               _________________

________________________                                               _________________

________________________                                               _________________

 

В присутствии законного представителя (ей)

 

 ________________________                                               _________________

свернуть

Анализ выполнения мероприятий решений КС

Загрузить Анализ выполнения меропр. реш. КС.docx

 

БЛАНК УО

Дата, исх. №

Председателю координационного совета

по реализации Декрета

Президента Республики Беларусь

№18 от 24.11.2006 года «О дополнительных мерах

по государственной защите детей в

неблагополучных семьях»

 

Девятеню В.З.

 

 

Анализ реализации мероприятий решения

координационного совета от … (дата)  №.. 

в отношении несовершеннолетнего

(ФИО ребенка, дата рождения),

находящегося в социально опасном положении

 

Руководство ГУО «_____________________________», сообщает, что решением координационного совета от (дата и номер протокола) несовершеннолетняя(ий) (ФИО ребенка, дата рождения), проживающий по адресу: г. Старые Дороги, ул. ……………, д. 1, кв. 1, признан находящимся в социально опасном положении. по следующему(им) критерию(ям):  (указать критерии и показатели)

Работа с семьёй несовершеннолетнего проводилась согласно мероприятиям по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего.

В ходе реализации мероприятий семья несовершеннолетнего ежемесячно посещалась по месту жительства с целью ………………(указываем цель, даты посещений). По результатам посещения семьи несовершеннолетнего установлено, …………….. (прописать, что установлено).

Далее по тексту описывается: что выполнено из запланированных мероприятий, как родители взаимодействуют с субъектами профилактики и специалистами учреждения образования по выполнению мероприятий; что было запланировано, но не выполнено родителями, почему не выполнено, какие в связи с этим были предприняты меры.

Поступала ли информация от субъектов профилактики о семейном неблагополучии в данной семье (за отчетный период).

Далее, как вывод, описывается результат проведенной работы, наличие или отсутствие положительной динамики.

ПРИМЕР: В настоящее время в работе с семьей Иванова И.И. 11.11.2011 г.р., прослеживается (отсутствует) положительная динамика, мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего, реализованы в полной (не в полной) мере.

Заключение:

Если мероприятия не выполнены в полном объёме:

руководство ГУО «___________» считает целесообразным продолжить работу с семьей по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего. Предлагаем внести изменения и дополнения в решение координационного совета от …(дата) №… (прописываются мероприятия для родителей и педагогов):

Мероприятия

Ответственный

Дата исполнения

 

 

 

 

 

Если ситуация в семье нестабильная, родителями не принимаются меры по устранению причин и условий социально опасного положения:

руководство ГУО «___________» считает целесообразным рассмотреть вопрос о признании несовершеннолетних …., нуждающимися в государственной защите.

 

Если мероприятия выполнены, прослеживается положительная динамика:

руководство ГУО «___________» считает целесообразным прекратить решение координационного совета от … (дата) №.. «название решения» в связи с устранением причин, повлекших признание ребёнка находящимся в социально опасном положении.

 

Директор (заведующий)                                                                ФИО

                                                   (подпись, печать)

 

свернуть

Образец решения СП при анализе выполнения решений КС

Загрузить образец решения СП при анализе выполн. меропр реш КС.docx

Образец протокола Совета профилактики при осуществлении анализа исполнения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении

 

Протокол совета ГУО «___________________» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от __________ №____

Место проведения: государственное учреждение образования «Средняя школа № …  г. Старые Дороги»

 

Члены совета профилактики:

(фамилии, инициалы, должности)

 

Присутствовали:

(фамилия, инициалы, должность) председатель совета профилактики;

(фамилия, инициалы, должность) заместитель председателя совета профилактики;

(фамилия, инициалы, должность) секретарь совета профилактики.

 

Приглашенные:

(фамилии, инициалы, должности);

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего);

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) родителей

несовершеннолетнего).

 

ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ:

  1. Рассмотрение вопроса о реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего Иванова Ивана Ивановича, 11.11.2011г.р., признанного находящимся в социально опасном положении (решение координационного совета по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 от 24.11.2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Стародорожского района, далее – координационный совет, от … № ..) за период  c …………..по……………..(даты)

СЛУШАЛИ: ФИО, педагога социального, о реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего Иванова Ивана Ивановича, 11.11.2011г.р., за период с ………. по ……… (информация прилагается).

СЛУШАЛИ: ФИО, директора школы, председателя совета профилактики, который предложил включить дополнительные мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для несовершеннолетнего обстановки (предложения о дополнительных мероприятиях прилагаются).

РЕШИЛИ:

  1. Обратиться в Координационный совет с целью осуществления анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании несовершеннолетнего Иванова Ивана Ивановича, 11.11.2011г.р., находящимся в социально опасном положении, и принятия соответствующего решения.
  2. ФИО, педагогу социальному, подготовить и направить пакет документов в координационный совет.

Срок исполнения: до … (дата).

  1. Контроль за выполнением данного решения возложить на заместителя директора по воспитательной работе (Ф.И.О.).

 

Председатель

совета профилактики

__________                         _____________                        ______________

        (дата)                                                            (подпись)                                                 (инициалы, фамилия)

 

Секретарь

совета профилактики

__________                         _____________                        ______________

           (дата)                                                        (подпись)                                                    (инициалы, фамилия)

 

свернуть

Документы для НГЗ

Загрузить документы для нгз.doc

Перечень документов предоставляемых комиссию по делам несовершеннолетних при признании несовершеннолетних, нуждающимися в государственной защите:

 

  1. Ходатайство о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (ходатайство подается на имя председателя комиссии по делам несовершеннолетних, подписывается руководителем учреждения образования, согласовывается с начальником управления по образованию, спорту и туризму).

Ходатайство должно содержать:

  • информацию о причинах попадания ребенка в число детей, находящихся в социально опасном положении;
  • информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;
  • обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

 

  1. Приложения к ходатайству (предоставляются в 2-х экземплярах: для КДН и СПЦ (приюта)
  • акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;
  • копия документа, удостоверяющего личность, или свидетельства о рождении  - для несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих документов, удостоверяющих личность;
  • справка о месте жительства и составе семьи;
  • копия документа (паспорта), удостоверяющего личность законного представителя несовершеннолетнего;
  • документ, подтверждающий отсутствие у ребенка одного из родителей (копии свидетельства о смерти либо решения суда о лишении родительских прав, признании родителя недееспособным, безвестно отсутствующим, об объявлении родителя умершим либо документ, подтверждающий запись сведений о родителе в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);
  • справка о месте работы, службы и занимаемой должности родителей (единственного родителя);
  • проект плана защиты прав и законных интересов ребенка;
  • сведения о близких родственниках (Ф.И.О., дата рождения, адрес, контактный телефон, степень родства).
свернуть

Участие педагога-психолога в проведении СР

Загрузить Участие психолога в проведении соц.рассл.docx

Участие педагога-психолога

в проведении социального расследования

Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.

Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие. 

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь (в редакции от 15.09.2021):

  • Беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи и т.д.);
  • Психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
  • Изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;
  • Анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Диагностические методики для работы с родителями:

  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
  • Методика «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
  • «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко;
  • «Шкала общения родителя с ребенком» А.И. Баркан;
  • «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан;
  • «Лики родительской любви» С.С. Степанов;
  • «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):

  • Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) («Интервью с ребенком» А.И. Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);
  • «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);
  • Проективная методика Р. Жиля (с 4 лет);
  • «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, Д. Антони (по ред. А. Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);
  • «Цветовой тест отношений» А. Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);
  • «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева (с 2,5 лет);
  • «День рождения» М. Панфилова (старший дошкольный возраст);
  • «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И. Баркан (с 3 лет);
  • «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (приблизительно с 6 лет);
  • Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М.А. Ковальчук);
  • Метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (школьники);
  • Методика «Подростки о родителях»  (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына).

По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:

  • Протокол диагностического обследования;
  • Психолого-педагогическая характеристика семьи;
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • Рекомендации по работе с несовершеннолетним и его семьей для педагогов (педагога социального, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника), родителя, других специалистов, работающих по реабилитации семьи. 

Требования к оформлению документов:

  • Дата;
  • Подпись исполнителя;
  • Гриф «Утверждаю» руководителя учреждения/подпись под документом (в случае, если документ покидает учреждение);
  • Считается корректным указание в характеристике перечня, использованного диагностического инструментария.

Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.

В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.

В него входит:

  • Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование.
  • Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).
  • Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается тренинг (групповая работа). Если на базе вашего учреждения имеется возможность организации подобной группы, эффективность работы значительно повышается. В группу не обязательно должны входить родители, чьи дети признаны находящимися в СОП. Вы можете пригласить на занятия опекунов. Часто ими становятся бабушки, которым иногда не вредно напомнить, как воспитывать внуков. Случается, что опеку оформляет родственник, у которого нет своих детей, для него информация, полученная от вас, будет бесценна. В работе группы могут принять участие молодые родители, у которых это первый ребенок, и кто чувствует в себе неуверенность в вопросах воспитания).

В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.

В случае, если в семье наблюдаются серьезные психологические проблемы, например, разлад в супружеских и/или детско-родительских отношениях, и объективно глядя собственными силами семью спасти не удается, не стесняйтесь обращаться за помощью. Направьте родителей к психотерапевту, супружескому психологу. Пропишите это условие в мероприятия. Дайте им еще одну возможность выхода из кризисной ситуации.

Если обобщить все сказанное выше, то вытекает следующий вывод: семья, где ребенок признан находящимся в СОП – это особая семья, с особым к ней отношением. Это семья, которой вы нужны больше всего, и которая самостоятельно со своими проблемами справиться не в состоянии. А тяжелее всех в такой семье приходится ребенку. Как следствие ограничиться мероприятиями, которые и так запланированы и проводятся со всеми детьми в вашем учреждении образования не получится. Для реабилитации семьи должны быть предложены мероприятия, разработанные индивидуально для этой семьи и под конкретного ребенка. И направлены эти мероприятия на помощь семье в целом и ребенку в частности. Дайте ему максимум того, что вы знаете и умеете, помогите наверстать упущенное, почувствовать то, что он может быть, никогда не испытывал. Даже если вам не удастся помочь родителям, и будет принято решение изъять ребенка из семьи, дайте по максимуму ребенку – это не проходит бесследно.

свернуть