ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 февраля 2006 г. N 289 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕТСКОМ ДОМЕ СЕМЕЙНОГО ТИПА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 февраля 2006 г. N 289
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕТСКОМ ДОМЕ СЕМЕЙНОГО ТИПА
(в ред. постановлений Совмина от 31.01.2007 N 122,
от 17.12.2007 N 1747, от 23.07.2010 N 1095, от 04.08.2011 N 1049,
от 17.07.2012 N 659, от 08.05.2013 N 356)
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о детском доме семейного типа.
2. Республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь С.Сидорский
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
28.02.2006 N 289
О ДЕТСКОМ ДОМЕ СЕМЕЙНОГО ТИПА
(в ред. постановлений Совмина от 31.01.2007 N 122,
от 17.12.2007 N 1747, от 23.07.2010 N 1095, от 04.08.2011 N 1049,
от 17.07.2012 N 659, от 08.05.2013 N 356)
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Детский дом семейного типа - семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее - воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане (далее - родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
(в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
2. Договор об условиях воспитания и содержания детей по форме согласно приложению заключается между управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании детского дома семейного типа (далее - управление (отдел) образования), и обоими родителями-воспитателями детского дома семейного типа.
Трудовой договор заключается управлением (отделом) образования с каждым из родителей-воспитателей на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.
(п. 2 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
3. Число детей, которые могут быть переданы на воспитание в детский дом семейного типа, и очередность их передачи определяются управлением (отделом) образования.
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов каждого из детей, передаваемых на воспитание в детский дом семейного типа, управления (отделы) образования либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, оказывают детским домам семейного типа социальную, педагогическую и психологическую помощь.
4. Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора выдает родителю-воспитателю удостоверение на право представления интересов подопечного на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.
При расторжении договора об условиях воспитания и содержания детей удостоверение на право представления интересов подопечного подлежит немедленному возврату в управление (отдел) образования.
(п. 4 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
5. Органы опеки и попечительства через управления (отделы) образования или уполномоченные ими организации осуществляют контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и получения ими образования, определяют периодичность контроля, анализируют исполнение родителями-воспитателями должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя) и договора об условиях воспитания и содержания детей. Формы контроля (беседы с педагогами воспитанников, родителями-воспитателями, воспитанниками, в том числе по телефону, посещение детского дома семейного типа и другие) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.
(часть первая п. 5 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
Контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и обеспечением получения ими образования в детских домах семейного типа осуществляется:
в первые три месяца нахождения воспитанника в детском доме семейного типа - не реже одного раза в неделю;
после первых трех месяцев и до одного года - не реже одного раза в месяц;
во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.
Глава 2
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
6. Лица, желающие создать детский дом семейного типа (далее - кандидаты в родители-воспитатели), подают в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в пункте 4.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 119, 1/11590) (далее - перечень).
(п. 6 в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095)
7. В течение 5 дней со дня подачи заявления с просьбой о создании детского дома семейного типа управление (отдел) образования истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:
справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в родители-воспитатели;
(в ред. постановления Совмина от 17.12.2007 N 1747)
сведения о доходах за предшествующий созданию детского дома семейного типа год;
(абзац введен постановлением Совмина от 17.12.2007 N 1747; в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
сведения о том, имеют ли кандидаты в родители-воспитатели судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
(в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
сведения о том, лишались ли кандидаты в родители-воспитатели родительских прав, были ли дети кандидатов в родители-воспитатели отобраны у них без лишения родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
(в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
сведения о том, признавались ли дети кандидатов в родители-воспитатели нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в родители-воспитатели от обязанностей опекунов, попечителей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
(в ред. постановлений Совмина от 31.01.2007 N 122, от 17.07.2012 N 659)
8. Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.
9. Органы опеки и попечительства либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца со дня подачи заявления кандидатами в родители-воспитатели при необходимости рассматривают вопрос о возможности обеспечения детского дома семейного типа жилым помещением, соответствующим требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, проводят обследование условий жизни кандидатов в родители-воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в родители-воспитатели (далее - акт обследования).
(в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
При рассмотрении заявления орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в акте обследования информацию об успешности воспитания и социализации родных и усыновленных детей.
10. В случае, если кандидаты в родители-воспитатели изъявляют желание взять на воспитание ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида, в акте обследования должно быть указано о наличии у них для этого необходимых условий.
11. На основании заявления, документов, указанных в пункте 4.7 перечня, и сведений, указанных в пункте 7 настоящего Положения, а также акта обследования управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей (далее - заключение).
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747, от 23.07.2010 N 1095, от 17.07.2012 N 659)
12. Орган опеки и попечительства на основании заключения и всех необходимых документов в трехдневный срок ставит на учет кандидатов в родители-воспитатели и информирует их об этом либо доводит до их сведения обоснованный отказ и одновременно возвращает им все документы.
(п. 12 в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095)
13. Управление (отдел) образования организует для кандидатов в родители-воспитатели обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенции в решении вопросов защиты прав и законных интересов воспитанников (далее - обучающие курсы).
Учебные программы обучающих курсов должны обеспечить формирование у кандидатов в родители-воспитатели умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей воспитанников, их подготовке к самостоятельной жизни, организацию социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем воспитанников.
(п. 13 в ред. постановления Совмина от 04.08.2011 N 1049)
14. Кандидаты в родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении, подлежат учету в управлении (отделе) образования по месту жительства.
(в ред. постановлений Совмина от 23.07.2010 N 1095, от 04.08.2011 N 1049)
Учет кандидатов в родители-воспитатели ведется управлением (отделом) образования в журнале, форма которого утверждается этим управлением (отделом) образования.
(в ред. постановления Совмина от 04.08.2011 N 1049)
15. Управление (отдел) образования по месту создания детского дома семейного типа на основании заключения и при наличии жилого помещения, соответствующего требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, выдает кандидатам в родители-воспитатели направление на знакомство с детьми.
16. В случае, если необходимое для создания детского дома семейного типа жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования при информировании кандидатов в родители-воспитатели о постановке их на учет сообщает о предоставлении им возможности участвовать в конкурсе на должности родителей-воспитателей в случае наличия жилых помещений в области (г. Минске) для создания детских домов семейного типа и берет на себя обязательство уведомить их о проведении конкурса в месячный срок со дня его объявления.
17. При наличии необходимых жилищных и материальных условий для создания детского дома семейного типа управление (отдел) образования объявляет конкурс на должности родителей-воспитателей. Условия проведения конкурса на должности родителей-воспитателей и состав конкурсной комиссии определяются управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома.
18. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования по месту создания детского дома семейного типа направление на знакомство с детьми.
19. При наличии жилых помещений, соответствующих требованию пункта 8 настоящего Положения, решение о создании детского дома семейного типа принимается органом опеки и попечительства в срок, указанный в пункте 4.7 перечня.
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747, от 23.07.2010 N 1095)
В решении о создании детского дома семейного типа орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание, назначает ежемесячные денежные выплаты на содержание воспитанников, поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и трудовой договор (договоры).
(часть вторая п. 19 введена постановлением Совмина от 17.07.2012 N 659)
20. Основанием для заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудовых договоров является решение органа опеки и попечительства о создании детского дома семейного типа, принимаемое в соответствии с пунктом 4.7 перечня.
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747, от 23.07.2010 N 1095)
21. Договор об условиях воспитания и содержания детей в детском доме семейного типа должен предусматривать срок, на который дети помещаются в детский дом семейного типа, условия их содержания, воспитания и образования, права и обязанности родителей-воспитателей, обязанности органа опеки и попечительства по оборудованию и содержанию детского дома семейного типа, а также основания и последствия прекращения такого договора.
22. Детский дом семейного типа комплектуется воспитанниками в течение одного года со дня принятия решения о его создании.
По письменному заявлению родителя-воспитателя орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания детей. На основании этого заключения родитель-воспитатель может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования договор патронатного воспитания в отношении детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в детский дом семейного типа.
(часть вторая п. 22 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства ребенка обязаны ознакомить родителя-воспитателя с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о состоянии его здоровья.
(часть третья п. 22 введена постановлением Совмина от 17.07.2012 N 659)
Глава 3
ПЕРЕДАЧА ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА
23. Общее число детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек.
24. На воспитание в детский дом семейного типа передаются воспитанники, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
(в ред. постановлений Совмина от 04.08.2011 N 1049, от 17.07.2012 N 659)
25. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь выявленного ребенка обязаны обеспечить подготовку ребенка к передаче на воспитание в детский дом семейного типа:
организовать психологическую и педагогическую диагностику ребенка;
провести оценку потребностей ребенка в соответствии с формой, утвержденной Министерством образования;
довести до сведения родителей-воспитателей информацию о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, его потребностях и рекомендации о формах и методах воспитания ребенка, соответствующих особенностям его личности.
(часть первая п. 25 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
Руководитель учреждения (управления (отдела) образования) несет ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.
(в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
26. Воспитанники передаются на воспитание в детский дом семейного типа на основании договора об условиях воспитания и содержания конкретного ребенка (детей) на срок, указанный в договоре. Если одновременно в детский дом семейного типа передается несколько воспитанников, может быть заключен один договор об условиях их воспитания и содержания.
Каждый следующий договор об условиях воспитания и содержания заключается без предоставления документов, указанных в пункте 4.7 перечня и пункте 7 настоящего Положения.
(часть вторая п. 26 введена постановлением Совмина от 04.08.2011 N 1049; в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
27. Передача детей в детский дом семейного типа не влечет за собой возникновения между родителями-воспитателями и воспитанниками алиментных и наследственных правоотношений.
28. Договор об условиях воспитания и содержания детей может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным в статьях 167 и 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Все возникающие в результате досрочного расторжения договора об условиях воспитания и содержания детей имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон. Если соглашение сторон не достигнуто, спор разрешается в судебном порядке.
При досрочном расторжении одной из сторон договора об условиях воспитания и содержания детей и (или) трудового договора вопрос о возможности дальнейшего воспитания этими гражданами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решается органом опеки и попечительства.
В случае смерти одного из родителей-воспитателей, расторжения их брака, выявления у одного из них заболевания, препятствующего исполнению обязанностей опекуна (попечителя), вступления в брак одинокого родителя-воспитателя вопрос о продолжении функционирования детского дома семейного типа решается органом опеки и попечительства.
(п. 28 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
29. Родитель-воспитатель обязан готовить воспитанника к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение.
Родители-воспитатели могут обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об ограничении общения воспитанника с родителями, другими родственниками в случаях, когда такое общение не соответствует интересам ребенка. В заявлении они указывают, с кем из родственников, по каким причинам общение ребенка противоречит его интересам.
Управление (отдел) образования выясняет желание воспитанника, достигшего возраста десяти лет, и готовит проект решения органа опеки и попечительства о порядке его общения с родителями и другими родственниками с указанием времени, места и иных условий общения либо об ограничении такого общения.
(п. 29 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
30. Передача ребенка в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения.
Передача в детский дом семейного типа ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия.
31. Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в один детский дом семейного типа.
При устройстве в детский дом семейного типа менее 10 воспитанников и наличии необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа воспитанников, в том числе устройства в него на воспитание вновь выявленных братьев и сестер воспитанников, лишившихся попечения родителей.
(п. 31 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
32. На каждого ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или опекун (попечитель) передают родителям-воспитателям следующие документы:
свидетельство о рождении ребенка;
медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого родителю-воспитателю;
(в ред. постановлений Совмина от 23.07.2010 N 1095, от 17.07.2012 N 659)
абзац исключен. - Постановление Совмина от 31.01.2007 N 122;
документы об обучении (для детей, получающих общее среднее образование);
(в ред. постановления Совмина от 04.08.2011 N 1049)
документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку органа внутренних дел о розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
(в ред. постановления Совмина от 31.01.2007 N 122)
сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;
(в ред. постановления Совмина от 31.01.2007 N 122)
опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения об опекунах над имуществом;
документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего в собственности и (или) во владении и пользовании жилого помещения;
(в ред. постановления Совмина от 08.05.2013 N 356)
документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке.
При передаче на воспитание в детский дом семейного типа ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), родителям-воспитателям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения детского дома. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то родителям-воспитателям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и т.п.) и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.
(в ред. постановлений Совмина от 31.01.2007 N 122, от 17.12.2007 N 1747)
Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно родителям-воспитателям по акту не позднее дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей. Акт передачи документов воспитанника родителю-воспитателю составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у родителя-воспитателя, а второй - в личном деле подопечного в управлении (отделе) образования.
(часть третья п. 32 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
При выпуске воспитанника из детского дома семейного типа ему либо его законному представителю по акту передаются все документы, указанные в данном пункте.
33. В случае досрочного расторжения трудового договора с родителями-воспитателями, они передают управлению (отделу) образования по акту все хранящиеся у них документы воспитанников детского дома семейного типа.
Глава 4
РОДИТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
34. Родители-воспитатели являются педагогическими работниками. На детский дом семейного типа устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.
35. Родителями-воспитателями могут быть дееспособные лица обоего пола в возрасте от 25 лет.
Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в родители-воспитатели в соответствии с требованиями статьи 172 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, обеспечивает их доступ к информации и перечню документов, необходимых для создания детского дома семейного типа.
(п. 35 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
36. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечителей).
37. Родители-воспитатели являются опекунами (попечителями) воспитанников детского дома семейного типа, реализуют права и обязанности опекунов (попечителей) в соответствии с главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание воспитанников и защиту их прав и законных интересов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
(п. 37 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
38. Родители-воспитатели обязаны принимать меры по передаче воспитанников детского дома семейного типа на усыновление и не имеют права препятствовать их усыновлению другими лицами.
Родители-воспитатели обязаны организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком.
(часть вторая п. 38 введена постановлением Совмина от 17.07.2012 N 659)
39. Воспитание детей, создание необходимых условий для получения ими образования, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, защита их прав и законных интересов осуществляются в соответствии с планом развития детского дома семейного типа.
План развития детского дома семейного типа разрабатывается родителями-воспитателями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь воспитанникам и родителям-воспитателям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей воспитанников, запросов родителей-воспитателей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в районе, городе и утверждается для каждого детского дома семейного типа управлением (отделом) образования.
В случае невозможности посещения воспитанником учреждения общего среднего образования по состоянию здоровья родители-воспитатели обязаны обеспечить получение им образования в установленных законом доступных для ребенка формах.
Порядок выполнения родителями-воспитателями должностных обязанностей, обеспечения профессионального сотрудничества и преемственности в организации обучения и воспитания ребенка (детей) с учреждениями образования может регламентироваться правилами внутреннего трудового распорядка управления (отдела) образования.
(п. 39 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
40. Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
41. Трудовой отпуск родителям-воспитателям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор.
Приказом о предоставлении трудового отпуска родителю-воспитателю определяется порядок устройства его воспитанников.
В случае отсутствия родителя-воспитателя либо невозможности в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнения им обязанностей по воспитанию детей по уважительным причинам (болезни, трудовой или социальный отпуск, командировка и другое) должностные обязанности исполняет второй родитель-воспитатель в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о труде. На время отсутствия обоих родителей-воспитателей либо невозможности в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнения ими обязанностей по воспитанию детей по их заявлению управлением (отделом) образования обеспечивается устройство воспитанников на воспитание в другой детский дом семейного типа, приемную семью, социально-педагогическое учреждение либо воспитательно-оздоровительное учреждение образования.
При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, другой детский дом семейного типа на время отсутствия родителей-воспитателей по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, заключается договор об условиях воспитания и содержания детей между управлением (отделом) образования и приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у их родителей-воспитателей возможности исполнять договор об условиях воспитания и содержания детей.
Родитель-воспитатель, отсутствующий в семье по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, передает приемному родителю, родителю-воспитателю, временно принимающему ребенка (детей) на воспитание, средства на его содержание пропорционально дням пребывания каждого ребенка в приемной семье, другом детском доме семейного типа, детской деревне (городке) не позднее дня передачи ребенка (детей).
Родители-воспитатели вправе помещать детей в учреждения образования для получения дошкольного и специального образования (без проживания) на общих основаниях.
(п. 41 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
42. Родители-воспитатели детских домов семейного типа повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.
43. Время работы в качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747, от 17.07.2012 N 659)
44. Родители-воспитатели обязаны содействовать поиску братьев и сестер, иных родственников и поддержанию их отношений с воспитанниками детского дома семейного типа, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам воспитанников.
Часть исключена с 24 июля 2012 года. - Постановление Совмина от 17.07.2012 N 659.
Глава 5
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
45. При формировании детского дома семейного типа орган опеки и попечительства обеспечивает его необходимым оборудованием, мебелью и мягким инвентарем.
На техническое обслуживание, плату за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов) дополнительно выделяются средства в соответствии с расчетными книжками либо соответствующими документами по нормам (нормативам) потребления, устанавливаемым местными исполнительными и распорядительными органами, а также тарифам на жилищно-коммунальные услуги, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами.
(часть вторая п. 45 в ред. постановления Совмина от 08.05.2013 N 356)
На приобретение лекарственных средств выделяются денежные средства из расчета фактических потребностей.
(в ред. постановления Совмина от 31.01.2007 N 122)
При наличии медицинских и социальных показаний, копии рецепта врача (заключения врачебно-консультационной комиссии) и платежных документов (документов об оплате) управление (отдел) образования на основании заявления родителя-воспитателя ходатайствует перед местным Советом депутатов о выплате родителю-воспитателю денежных средств на приобретение для воспитанников изделий медицинского назначения или технических средств социальной реабилитации.
(часть четвертая п. 45 введена постановлением Совмина от 17.07.2012 N 659)
46. На содержание воспитанников детских домов семейного типа на основании решения органа опеки и попечительства осуществляются ежемесячные денежные выплаты согласно установленным нормам расходов на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а с семи лет - на личные расходы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
(в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
47. Материальное обеспечение воспитанников детского дома семейного типа осуществляется с даты, указанной в решении органа опеки и попечительства об устройстве ребенка в детский дом семейного типа.
48. Пенсия (по случаю потери кормильца, инвалидности) перечисляется на счета, открываемые на имя воспитанника в банках, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для детей, находящихся на государственном обеспечении.
49. При передаче в детский дом семейного типа воспитанников интернатных учреждений, социально-педагогических учреждений дети передаются в сезонном комплекте одежды.
(в ред. постановлений Совмина от 31.01.2007 N 122, от 04.08.2011 N 1049)
50. Денежные средства, выделяемые на содержание воспитанников детского дома семейного типа ежемесячно, не позднее 1-го числа текущего месяца перечисляются в банк на счет родителей-воспитателей.
51. Воспитанники детского дома семейного типа, достигшие совершеннолетия и утратившие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но продолжающие получать общее среднее образование, не исключаются из числа воспитанников, получающих государственное обеспечение, до поступления в учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования либо трудоустройства.
(в ред. постановления Совмина от 04.08.2011 N 1049)
52. В случае, когда на воспитании в детском доме семейного типа остается менее пяти несовершеннолетних воспитанников и родители-воспитатели не ходатайствуют об увеличении их числа, принимается решение органа опеки и попечительства о его закрытии.
Если один из родителей-воспитателей ходатайствует о продолжении работы с оставшимися воспитанниками в должности приемного родителя, одновременно с решением о закрытии детского дома семейного типа принимается решение органа опеки и попечительства о создании приемной семьи и продлении срока действия договоров об условиях воспитания и содержания детей.
Вопрос о дальнейшем использовании специального жилого помещения, выделенного для детского дома семейного типа, решается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
(п. 52 в ред. постановления Совмина от 17.07.2012 N 659)
53. Родители-воспитатели ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.
Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом воспитанников детского дома семейного типа, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Приложение
к Положению о детском
доме семейного типа
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
17.07.2012 N 659)
(введено постановлением Совмина от 17.07.2012 N 659;
в ред. постановления Совмина от 08.05.2013 N 356)
ДОГОВОР N ______
об условиях воспитания и содержания детей
__ __________ 20__ г. г. ______________________________________
(место заключения настоящего договора)
______________________________________________________________________
(наименование управления (отдела) образования районного, городского
исполнительного комитета, местной администрации района в городе)
в лице ___________________________________________________________________,
(должность, фамилия, собственное имя, отчество
(если таковое имеется)
действующего на основании _________________________________________________
(устав, дата и номер
__________________________________________________________________________,
утверждения, регистрации)
которому законодательством Республики Беларусь предоставлено право
заключения и прекращения настоящего договора, именуемый в дальнейшем
управление (отдел) образования, с одной стороны, и гражданин ______________
(фамилия,
__________________________________________________________________________,
собственное имя, отчество (если таковое имеется)
гражданка _________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
(далее - родители-воспитатели), с другой стороны, заключили настоящий
договор о нижеследующем:
1. Управление (отдел) образования передает, а родители-воспитатели
принимают на воспитание ребенка (детей): __________________________________
(фамилия, собственное имя,
___________________________________________________________________________
отчество (если таковое имеется) каждого ребенка, номер, серия
___________________________________________________________________________
свидетельства о рождении (паспорта), кем и когда выдано (выдан)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
2. Для воспитания и содержания ребенка (детей) в детском доме
семейного типа обеспечиваются следующие условия:
предоставление соответствующих санитарно-эпидемиологическим
требованиям условий проживания (отдельная комната или ее часть), отдельной
кровати и постельных принадлежностей, посуды для приготовления и приема
пищи, оборудованного рабочего места для занятий, места для игр;
совместное проживание и быт ребенка (детей) и родителей-воспитателей;
ежедневный уход и надзор за ребенком (детьми).
3. Права и обязанности сторон:
3.1. родители-воспитатели по предложению, распоряжению или с ведома
управления (отдела) образования за пределами установленной для них
продолжительности рабочего времени, предусматриваемой трудовым договором и
правилами внутреннего трудового распорядка, совместно осуществляют
следующую неоплачиваемую деятельность по опеке (попечительству) над
ребенком (детьми):
организуют адаптацию ребенка (детей) в семье;
обеспечивают безопасность ребенка (детей) и удовлетворение его
основных жизненных потребностей, охраняют его от злоупотреблений со стороны
третьих лиц;
организуют общение ребенка (детей) с братьями, сестрами, родителями,
другими членами его семьи, формируют у ребенка (детей) позитивный опыт
жизни в семье, представление об особенностях поведения и функциях всех
членов семьи;
оказывают помощь в социализации после выпуска из учреждения
образования;
контролируют сохранность имущества ребенка (детей) и защищают его
имущественные и жилищные права и интересы, распоряжаются в интересах
ребенка (детей) суммами, поступающими в качестве пенсий, пособий, алиментов
и других текущих поступлений;
оказывают ребенку, достигшему возраста 14 лет, содействие при
осуществлении им своих прав и выполнении обязанностей;
извещают орган опеки и попечительства о возникновении неблагоприятных
условий для содержания, воспитания и обучения ребенка (детей);
обеспечивают получение ребенком (детьми) необходимой медицинской
помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья
ребенка (детей);
не препятствуют возврату ребенка (детей) его родителям или
усыновлению, если для этого возникнут законные основания;
сотрудничают с управлением (отделом) образования и не препятствуют
устройству ребенка (детей) в приемную семью, другой детский дом семейного
типа, детскую деревню (городок) на время отсутствия у них возможности
исполнять обязанности, установленные настоящим договором, по основаниям,
установленным законодательством Республики Беларусь (командировка,
прохождение обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск
и другое);
отчитываются перед органом опеки и попечительства о расходовании
средств и управлении имуществом ребенка (детей), в том числе жилым
помещением, в соответствии с
Положением
о порядке управления имуществом
подопечных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 28 октября 1999 г. N 1677 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 1999 г., N 85, 5/1945), и иным законодательством
Республики Беларусь;
получают на содержание каждого ребенка средства в размере,
установленном законодательством Республики Беларусь, в следующем порядке:
___________________________________________________________________________
(порядок предоставления средств на содержание детей)
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
используют полученные средства на удовлетворение потребностей ребенка
(детей);
осуществляют иные обязанности опекуна (попечителя), предусмотренные
законодательством Республики Беларусь: ____________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
3.2. родители-воспитатели имеют право:
определять способы воспитания ребенка (детей) с учетом его мнения и
рекомендаций органа опеки и попечительства;
с учетом мнения ребенка (детей) и в соответствии с его интересами
выбирать учреждения образования;
представлять интересы ребенка (детей) в государственных органах и иных
организациях;
защищать права и интересы ребенка (детей);
управлять делами и имуществом ребенка (детей) в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь, если не был назначен опекун над
имуществом;
распоряжаться суммами, следуемыми ребенку (детям) в качестве пенсий,
пособий, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
3.3. управление (отдел) образования осуществляет следующие права и
обязанности:
3.3.1. обеспечивает детский дом семейного типа необходимым
оборудованием, мебелью и мягким инвентарем;
3.3.2. со дня передачи ребенка (детей) на воспитание перечисляет
денежные средства на содержание каждого ребенка (детей): на питание ребенка
(детей), обеспечение его одеждой, обувью, мягким инвентарем и
оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями,
предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а также
по достижении возраста 7 лет - на личные расходы;
3.3.3. своевременно компенсирует связанные с содержанием ребенка
(детей) расходы:
за пользование квартирным телефоном (кроме личных междугородных и
международных разговоров), бытовыми услугами (услуги прачечных,
парикмахерских, по ремонту обуви);
за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание,
коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение
(канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз,
обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов);
на оплату топлива (проживающим в домах без центрального отопления);
3.3.4. оказывает правовую помощь родителям-воспитателям в решении
вопросов защиты прав и законных интересов ребенка (детей);
3.3.5. осуществляет контроль за воспитанием, образованием,
удовлетворением основных жизненных потребностей ребенка (детей),
подготовкой его к самостоятельной жизни, выполнением настоящего договора в
сроки, установленные законодательством Республики Беларусь. Данный контроль
осуществляется в следующих формах: беседы с педагогами и лечащими врачами
детей, родителями-воспитателями, детьми, в том числе по телефону, встречи с
родителями-воспитателями, посещение детского дома семейного типа,
наблюдение педагога социального и педагога-психолога, анкетирование,
проверка классных журналов, медицинских карт ребенка (детей) и иной
документации. По согласованию могут использоваться иные формы контроля. При
необходимости управление (отдел) образования может не информировать
родителей-воспитателей о дате и времени осуществления контроля;
3.3.6. оказывает родителям-воспитателям содействие в регистрации
ребенка (детей) по месту жительства.
4. Родители-воспитатели согласны:
принять на воспитание братьев и сестер находящегося на воспитании
ребенка (при наличии условий);
принимать на каникулы, выходные,
праздничные дни
обучающихся в
учреждениях образования бывших воспитанников детского дома семейного типа и
обучающихся в учреждениях образования братьев и сестер детей, принятых на
воспитание;
принимать на воспитание воспитанников приемных семей, других детских
домов семейного типа на время отсутствия их приемных родителей
(родителей-воспитателей);
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
5. Дополнительные условия настоящего договора (по договоренности
сторон):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
6. Срок действия настоящего договора _________________________________
(лет, месяцев)
с _____________ 20__ г. по _______________ 20__ г.
Срок действия настоящего договора может быть продлен по взаимному
согласию сторон за две недели до его истечения.
7. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:
по инициативе родителей-воспитателей при наличии оснований,
установленных в
статье 167
Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;
по инициативе управления (отдела) образования при наличии оснований,
установленных в
статье 168
Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
В случае расторжения настоящего договора по инициативе одной из сторон
средства, полученные на содержание воспитанников в текущем месяце,
возвращаются родителями-воспитателями со дня, следующего за днем
расторжения настоящего договора, в следующем порядке:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
8. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего
договора, рассматриваются сторонами в срок до 1 месяца после их
возникновения в целях выработки согласованного решения, а при его
отсутствии передаются на разрешение в суд.
9. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых
имеет одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится в управлении
(отделе) образования, второй - у родителей-воспитателей.
10. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются
дополнительными соглашениями.
Руководитель управления (отдела) Родители-воспитатели:
образования:
__________________________________ __________________________________
(подпись) (подпись)
__________________________________ __________________________________
(фамилия, собственное имя, (фамилия, собственное имя,
__________________________________ __________________________________
отчество (если таковое имеется), отчество (если таковое имеется),
__________________________________ __________________________________
данные паспорта, адрес места данные паспорта, адрес места
жительства) жительства)
__________________________________
(подпись)
__________________________________
(фамилия, собственное имя,
__________________________________
отчество (если таковое имеется),
__________________________________
данные паспорта, адрес места
жительства)